СКУЛЬПТУРА
Скульптура – обязательная дисциплина при обучении в ДХШ. Задачей этого курса является развитие у учащихся трехмерного восприятия объемной формы и наблюдательности (изучение законов пластики, а также приемов работы в глине, дереве, пластилине).
ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ:
- круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством;
- рельеф, где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него.
Рисунок, как основа реалистического изображения, является ведущей и направляющей дисциплиной в ДХШ. Задача этого курса состоит в том, чтобы научить учащихся видеть, понимать и реалистически изображать трехмерную форму в двумерном пространстве, пользуясь графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, тоном. Рисунок помогает овладеть объемом, почувствовать форму объекта, соподчинить его с пространственной средой, вписать его в окружающую действительность.
Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.
Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). ПЛЕНЭР
Летняя учебная практика (пленэр) является продолжением учебного процесса. Во время практики учащиеся выполняют этюды на открытом воздухе, знакомятся с жизнью города, деревни, работой предприятий и т.д. В задачу летней практики входит: расширить у учащихся представление об окружающей действительности, дать основные понятия о законах «пленэра», собрать материал для композиции. В период практики (2 недели) ежегодно ведутся занятия под руководством преподавателя.
КОМПОЗИЦИЯ
Композиция является ведущей дисциплиной в ДХШ, которая формирует мировоззрение, развивает образное мышление и индивидуальные способности детей. Этот предмет имеет тесную связь с рисунком, живописью, скульптурой; а также работой в материале (художественная вышивка, роспись, выжигание и резьба по дереву, линогравюра и др.). Задачей курса композиции является воспитание учащихся, умеющих воплощать свои замыслы в конкретные формы.
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ:
- центр (смысловой, композиционный);
- применение золотого сечения;
- ритм;
- статика и динамика;
- симметрия и асимметрия.
ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ:
- закон целостности;
- закон жизненности;
- закон контрастов;
- закон подчинённости;
- закон воздействия;
- закон новизны.
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
История искусств , кроме лекций , сопровождающихся иллюстративным материалов, включает также экскурсии в музеи и на художественные выставки. Задачей курса является ознакомление учащихся с видами и жанрами искусства, узловыми явлениями в истории изобразительного и прикладного искусства. Рассматриваются (согласно учебной программе) лишь наиболее характерные школы и направления в изобразительном искусстве, а также творчетсво отдельных художников.
ЖИВОПИСЬ
Живопись является одним из важнейших разделов обучения в ДХШ. Задача этого курса – развить у учащихся способность видеть и изображать форму во всем многообразии ее цвето-световых ощущений, пользуясь живописными средствами (уметь лепить цветом форму, овладеть техническими приемами акварельной живописи и основами цветоведения). Живопись проводится с чередованием длительных и краткосрочных постановок. Живопись дает понятие о внешнем виде предмета, его цвете, освещенности. Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью. Образы живописи очень наглядны и ярки. Художники создают полотна живописными и пластическими средствами. Они используют возможности рисунка и композиции , но главным средством выразительности в живописи является цвет. Живописное изображение создается с помощью красок, то есть цвета, которые образую т непрерывный красочный слой изобразительной поверхности. Даже в акварельной живописи, где порой остаются незакрашенные участки бумаги, они существенным образом не влияют на общее впечатление непрерывности изображения, потому что краски перетекают одна в другую, сплавляются и смешиваются. Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живописи в полную силу, свободно, так, как необходимо художнику. Цветом можно вы делить главное в ком позиции, акцентировать важные детали, передать глубину пространства или подчеркнуть плоскостность изображения. Сама красочная масса с тончайшими переходами цвета, нюансами, контрастами, рефлексами— ценность в живописи.